Алмазное бурение: История возникновения технологии

Придуманные человеком строительные инструменты обладают собственной историей. Одни приспособления изобретены тысячелетия назад, другим всего пара десятилетий. Вы не поверите, но алмазное бурение относится к первой категории.

Алмазное бурение в древности

Археологические раскопки показали, что технология была известна древним египтянам, возводившим знаменитые пирамиды. С помощью алмазной резки античные строители шлифовали камни, добивались идеальной гладкости и плотно подгоняли блоки друг к другу.

В стародавние эпохи алмазные резаки совсем не были похожи на современные установки. Основным материалом изготовления служила бронза. Закат древнеегипетской цивилизации привел к утрате технологий, связанных с промышленной эксплуатацией алмазов. Утраченное вернулось спустя несколько тысячелетий.

Зарождение современного принципа алмазной резки

Мысленно перенесемся в 19 век. Европейцы обратили внимание на Альпы и занялись строительством железнодорожного тоннеля. Именно тогда люди повторно применили алмазные инструменты. Так и появилась современная методика алмазного бурения, автором которой выступил часовых дел мастер Лоше. Отметим, что предшественниками Лоше туннель пробивался медленно, процесс был весьма трудоемким. Сначала в скальной породе проделывались скважины, туда укладывалась взрывчатка, а уж затем измельченная порода выгребалась наружу. После этого строители вновь продолжали бурить скважины.
Лоше задумался над тем, как можно усовершенствовать процесс. Легенда утверждает, что идея посетила мастера случайно - он водил по стеклу алмазной печаткой и вдруг обнаружил царапину, оставшуюся на поверхности. Лоше тут же решил применить сверхтвердые минералы для прокладки горных туннелей. Вот только убедить руководство в перспективности технологии получилось не сразу. Лишь временной лимит вынудил директоров вложиться в сомнительное новшество.

Лоше скрупулезно проработал конструкцию машины. Основой аппарата служила стальная труба, на торцевой кромке которой крепились алмазы. Камни высверливались и припаивались к торцу - это предотвращало их отваливание. Двигателем служил паровой механизм, соединенный с трубой сложной системой придаточных узлов. Пыль и шлаки вымывались водой, поступавшей прямиком в скважину.

Смотрелась конструкция громоздко, вот только ее эффективность потрясла воображение инвесторов. Машина была дорогостоящим оборудованием, но первоначальные затраты быстро окупились. Лоше получил заслуженное признание. Технология лма развилась и благополучно дожила до наших дней.